Во времена князя Иосифа Волоцкого Церковь Рождества Богородицы была придворной. По преданию в 1503 г. здесь была погребена его супруга - княгиня Ульяна Михайловна.
Особенности архитектуры
Церковь Рождества Богородицы если отнять пристройки 1850 года, сооруженные архитектором Д.М. Петропавловским (колокольню и трапезную палату), в отличие от кремлёвского собора в Волоколамске, обладает массивными формами и строгим декоративным убранством. Тяжеловесный кубический объём с тремя пониженными апсидами несёт грузный световой барабан, получивший профилированные тяги в XIX столетии. Фасады когда-то завершались крупными кокошниками закомар, теперь скрытыми четырёхскатной кровлей. По мнению профессора И.А. Некрасова некоторые детали Рождественской церкви говорят о московском влиянии, но вместе с тем архаизм крестовых столбов, тесные пропорции подкупольного пространства, мощь и гладь стен, отсутствие подклета - близки новгородским традициям. Под кровлей, на восточной стороне, сохранились следы двух малых куполов.
В средних пряслах были сделаны киоты. Горизонтально стены храма были разделены на две части простым пояском; в верхней части помещались узкие (щелевидные) небольшие окна, растесанные в XVIII веке и восстановленные при реставрации в 1979г. под руководством С.В.Демидова. Тогда же восстановили и заложенный южный портал. Всего перспективных порталов было три; все они украшены «дыньками» на середине высоты и сноповидными капителями ближе к верхней части.
Из трех барабанов сохранился только один – главный. Два малых барабана, поставленные в восточной части, разобраны в 1792г., одновременно с заменой кровли на четырехскатную. При этой же перестройке были убраны килевидные завершения закомар. Центральный барабан – световой, перестроенный в 1792г., украшен наиболее пышно из всей древней части храма. Высокие окна в нем перемежаются с повторяющими их форму арочками, а под куполом проведен широкий декоративный пояс. Ажурный крест на куполе – XVII века.
В 1850г. к храму были пристроены трапезная и колокольня, придав ему трехчастно-осевую композицию. Проект пристроек был составлен Д.М.Петропавловским. Просторная трапезная украшена наличниками в стиле московского барокко на окнах. В трапезной устроены Благовещенский и Знаменский приделы. Шатровая колокольня, в которой сейчас устроен главный вход в храм, стилизована под образцы XVII века. В ее стену вмонтирована храмозданная доска надвратной монастырской церкви с трапезной, построенной в 1541г. мастером Повиликой Тверитином.
Интерьер церкви
В интерьере храма сохранилась масляная живопись конца XIX – начала ХХ вв., поновлявшаяся в 1977г. В алтарной части и на столпах сохранились фрески XVI века, частично открытые при реставрации в 1970-х гг. Сохранились главный трехъярусный иконостас 1858г. и малые иконостасы в приделах, датированные 1890-ми гг.
Сейчас село Возмище вошло в состав Волоколамска.