Древние стены собора в честь Успения Божией Матери молчаливо хранят память о польско-литовском разорении XVII в., о славных битвах 1812-го года под стенами монастыря, о благоговейном молении русского воинства и французских поджогах и погромах.
В стенах обители побывали многие знаменитые люди прошлого: император Александр I, цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), митрополит Московский Платон (Левшин), фельдмаршал М.И.Кутузов, поэт-партизан полковник Денис Давыдов и многие другие герои Отечественной войны 1812 г., Наполеон Бонапарт.
История монастыря
Успенский Колоцкий монастырь был основан в 1413 г. кн. Андреем Дмитриевичем Можайским по случаю явления на р. Колочи чудотворной иконы Божией Матери.
В начале XV в. крестьянин Лука нашел у р. Колочь, на дереве, чудотворную икону Божией Матери с Предвечным Младенцем, на двух затворах которой были изображены прор. Божий Илия и свт. Николай. На собранные деньги при церкви, где находилась Колочская икона, благовер ный князь поставил монастырь во имя Успения Божией Матери и пожаловал монастырю земельные угодья с крестьянами. Уже в XV в. монастырь был богатым и «великим».
В нем были 2 каменные церкви: Успения Пресвятой Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца и Богоявленская церковь, а также церковь свт. Алексия, митр. Московского, под колокольней. В 1609 г. во время польско-литовской интервенции монастырь был разорен неприятелем.
История иконы Божией Матери
Чудотворная икона
Возникновение Колоцкой обители связано с обретением Колоцкой иконы Божией Матери - первой чудотворной, явленной в непосредственной близости от Москвы. Древний Летописец, повествующий о происшествиях, "бывших в России с 1379 по 1424 год", под 1413 годом сообщает: "Того же лета от Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Дмитриевича, внука Иванова, правнука Иванова же, праправнука Даниила Московского, явися знамение в Колочи: некий человек именем Лука, простых людей и ратаев убогих последний в нищете сый, на некоем древе в некоем месте найде икону Пречистыя Богородицы держащу на руце младенца Господа нашего Иисуса Христа с единыя страны иконы тоя на затворце Никола чудотворец, а с другой Илья Пророк, и взем ю с верою целова, и поставил ея у нивы своея на месте просте на древе".
О чудотворной иконе прошла весть по всей округе. Недужные и больные получали от нее исцеление. Луке же оставляли богатые дары и стали чтить его "яко Пророка и Апостола". Он ходил с иконой по селам, был в Можайске, а затем отправился к Москве, где икону встречали "митрополит со епископы, со всем священным собором и великими князь Василий Дмитриевич со всем своим двором, боярами, воеводами, вельможами и всем православным людом". Столь же торжественно восемнадцать лет назад Москва встречала Владимирскую икону Божией Матери.
Жизнь Луки
Лука разбогател, но поначалу поступал "яко прост человек" - поставил дом, окружил себя слугами, "трапезу имел тучную", устраивал охоту с ястребами, соколами, оспаривал у князя охотничьи угодья, и князь уступал ему. Но однажды Луку заломал медведь, едва он жив остался. После этого вразумился словами князя Андрея, призывавшего Луку оставить разгульную жизнь, и отдал все свое "имение" на строительство монастыря в Колочи.
Послание игумену Кириллу
Есть предположение, что князь Андрей получил благословение основать эту обитель у своего духовного отца преподобного Кирилла Белозерского. Он писал игумену Кириллу о "преславном чуде Пречистой Богородицы" и с горечью сообщал о неправедной жизни Луки. Преподобный отвечал князю: "Слушай, господин князь Андрей, что говорит Ветхое Писание: когда захочет Бог казнить какую-нибудь землю за нечестие, Он посылает сначала проповедников, чтобы жители той земли обратились. И, если обратятся, отводит Господь от них Свой гнев… И ты, господин князь Андрей, <…> властителем в отчине ты от Бога поставлен, - людей, господин, смиряй лихие обычаи. Суды бы, господин, пусть судили праведно, как перед Богом справедливо. Клеветы бы, господин, пусть бы не было… Следи внимательно, чтобы корчмы в твоей вотчине не было, потому что великая от нее пагуба душам. А христианам, господин, не ленись управу давать сам: то, господин, выше тебе от Бога вменится и молитвы и поста".
Связь между Белозерским и Колоцким монастырями прослеживается и в том, что главные престолы обоих освящены в честь Успения Божией Матери.
Жизнь монастыря
Чудотворную Колоцкую икону Божией Матери поместили в Успенском храме новопостроенного монастыря. Лука там же принял постриг. Монастырь, имевший к тому времени каменный Успенский храм и каменную колокольню, пострадал от литовского разорения 1612 года, но к началу XVIII века достиг наибольшего расцвета: ему принадлежали 73 крестьянских двора, подворье в Москве.
В 1784 году Успенский храм и колокольню перестроили, возвели каменную стену с угловыми башнями и настоятельский корпус (тоже из камня). С восточной и северной стороны к стене примыкали два пруда - Трещенков и Святой. В 1788 году Колоцкий монастырь отошел в ведение Смоленской епископии.
1812 год
В 1812 г. монастырь стал форпостом русской позиции накануне Бородинского сражения. 20 авг. здесь расположилась штаб-квартира главнокомандующего М. И. Кутузова, а 21-го - сосредоточились главные силы Русской армии, которые на следующий день отступили к Бородину. 24 авг. у стен монастыря войска русского арьергарда вступили в ожесточенную схватку с авангардом французской армии.
С отходом русских войск в монастыре разместился штаб Наполеона. После Бородинского сражения здесь был устроен французский госпиталь. 29 окт. отступающие французские войска вновь прошли через Колоцкое, сам Наполеон ночевал в монастыре, полностью забитом ранеными. На следующий день у стен монастыря вновь произошел бой «великой армии» с отрядами казаков. При отступлении французы разграбили иконостас, церковную утварь и сожгли все деревянные постройки обители.
Архитектурный комплекс Успенского Колоцкого монастыря состоит из:
Монастырь был реконструирован и во второй половине XVIII века, когда наряду с перестройкой собора и колокольни, территорию обнесли кирпичной оградой с шестью башнями. Деревянное жильё было заменено на каменное. Сформировался стилистически целостный архитектурный ансамбль с чертами барокко, на разных этапах его развития.
Художественный центр комплекса - Успенский собор, в основе XVII в., капитально перестроен в середине XVIII в. Четырёхъярусная колокольня, квадратная в плане, с восьмигранником звона возведена между 1739 -1763 гг. С неё в 1812 г. сначала Кутузов, а затем Наполеон осматривали поле будущего Бородинского сражения. Французы, заняв монастырь, расположили здесь свой госпиталь, а уходя, разграбили церковное имущество и подожгли древние постройки.
Крепостные стены не сохранились, уцелела лишь одна восьмигранная башня.
Монастырь после революции
После революции 1917 г. монастырь был упразднен. Последние его насельники были расстреляны большевиками по подозрению в контрреволюционной деятельности. До 1934 г. Успенский собор функционировал как приходской храм. Монастырь благодаря чудотворной Колочской иконе Божией Матери оставался духовным центром округи. В 1934 г.
Успенский храм был передан школе-интернату для глухонемых детей, как и ранее монастырь. Колочская икона переносилась из храма в храм. Успенский собор не раз горел и постепенно приходил в ветхость. В 1993 г. Колоцкий монастырь был передан Спасо-Бородинскому монастырю. Была возобновлена древняя традиция торжественного празднования Колочской иконы Божией Матери в день ее обретения, 22 июля, и крестного хода на Святой источник.
В октябре 1997 г. монастырь был открыт как самостоятельный. Богослужения проводятся в домовой церкови во имя прмц. Елисаветы. Сестер в обители 8 человек.
Восстановление монастырских построек
Восстановление монастырских построек началось сразу после изгнания неприятеля, но завершилось только через четверть века. В 1838 году в обители были: храм во имя Успения Божией Матери, где пребывала чудотворная икона, четырехъярусная колокольня с десятью колоколами, настоятельский и братские корпуса. В конце XIX века в приходской школе обучались 35 мальчиков. Монастырь имел около 120 га земельных угодий, большой плодовый сад.
После закрытия в 1920-е годы монастырь в третий раз был разорен. Колоцкая икона Божией Матери хранилась у прихожанки Матроны Ивановой, которая увезла ее с собой в Гжатск и передала в Вознесенский храм. В настоящее время икона утеряна.
С 1990 года обитель вновь возрождается: Бородинский военно-исторический музей отремонтировал братский корпус, домовую церковь и трапезную. В октябре 1997 года здесь был открыт женский монастырь. Игумения Таисия с сестрами постепенно налаживают духовную и трудовую жизнь.
В домовом храме во имя новомученицы Великой княгини Елизаветы постоянно проходят богослужения, обустроен Святой колодец. Создается подсобное хозяйство. 9 июля 1999 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, что стало большим событием в жизни обители.
Монастырь сегодня
Ныне Успенский Колоцкий монастырь действующий и постепенно возрождается. В монастыре проводятся строительные и ремонтные работы, благоустраивается территория. Насельницы монастыря оказывают подшефную помощь Уваровскому детскому дому-интернату.