Отдых в Подмосковье, рестораны Подмосковья, храмы и монастыри, усадьбы, гостиницы, санатории... Вход партнера | Вход пользователя На главную   |   Контакты   |   Карта сайта  

НАСЛЕДИЕ ПОДМОСКОВЬЯ

Усадьбы Подмосковья
Монастыри и Храмы
Музеи в Подмосковье
Природные парки
Народные промыслы
История в лицах
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Помощь садоводу

Все про дачу и огород. Что можно вырастить на даче или дома? Советы и опыт.
А может в Питер?

Экскурсии в Петербурге от турфирм. В Карелию, метеоры, круизы, расписание.
РЕЙТИНГ "ОТДЫХ"
* - по популярности
Юго-Восток > Коломенский р-он > Бобренев Рождественский монастырь

Бобренев Рождественский монастырь

МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ
Описание Фото 3D Тур Впечатления Проезд
С севера идет на Коломну Егорьевская дорога. Раньше она именовалась Владимирской или Переяславской. Этот путь известен с XIV в., но вероятнее всего, что дорога существовала и во времена гораздо более ранние. Отсюда открывается удивительной красоты вид на Старую Коломну. Немало художников запечатлело дивную панораму Кремля, Посада, слобод с их причудливыми башнями, кровлями и венцами.

История монастыря

Здесь - то, на небольшом возвышении, у озера, что ныне превратилось в маленький пруд, поставили в конце XIV столетия монашескую обитель. Коломенское предание связывает строительство с именем Димитрия Михайловича Боброка-Волынского, одного из полководцев св. Димитрия Донского и считает Бобренев монастырь памятником Куликовской битвы. Впрочем, документов об основании Бобренева не сохранилось, поэтому в научной среде до сих пор идут дискуссии об его датировке и названии.

Если же вернуться к церковному преданию, то предыстория строительства монастыря излагается следующим образом. В августе 1380 г. около Успеньева дня у Коломны собрались союзные русские войска для похода на Золотую Орду. Под Коломной состоялся смотр войска, отсюда пошли на Куликово поле.

Перед битвой св. Димитрий Донской со своим полководцем объехал место будущего сражения, испытывая старые воинские приметы, сходя с коней и «слушая землю». Тогда-то, говорят, и дали обет два Димитрия: Донской и Волынец, в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка. Битва пришлась на праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 г. На следующий год, в 1381 г. у Коломны был основан монастырь. У него три имени: Богородице - Рождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев - по семейному прозвищу Боброка-Волынца: Бобреня, и Обетный - в знак того, что монастырь заложен по обету. Участие великого князя в обете Боброка вполне объяснимо. Знаменитый полководец был связан с московским князем семейными узами: св. Дмитрий выдал за Волынца свою сестру Анну.

Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря. При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики, характерной для рубежа XIV - XV вв. В 1969-70 гг. при исследовании современного Богородице - Рождественского собора М.Х. Алешковским и Б.Л. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV в. Это позволяло предпологать, что найден храм, в закладке которого принимал сам св. благоверный Димитрий Донской. Современные исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тески камня) к нач. XV в. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из бревен.

Облик монастыря

Облик белокаменного собора реконструируется достаточно ясно. Это был высокий трехапсидный храм, сложенный из гладкотесанных блоков, одноглавый, украшенный изящной резьбой. Фасады имели трехчастное возвышенное строение, кровля, вероятно, венчалась кокошниками, на которых покоился барабан со шлемовидной главой и крестом. Внутри пространство было крестообразным, достаточно просторным : опорные столпы поставили по углам, так что они не загромождали храм. Алтарный пролет составлял около пяти с половиной метров. На восточной стене пред алтарем возвышался иконостас с драгоценными образами. Деисусный чин составляли семь икон.

В XVIII в. ограда составляла неправильный четырехугольник с четырьмя башнями по углам. Она была завершена в 1795 г., причем для этой цели Коломенская консистория разрешила специальный сбор по указу от 27 июля 1795 г.

Нужно еще упомянуть, что кирпич для ограды брали из упраздненной коломенской церкви Симеона Богоприимца. По преданию, этот храм был основан еще в XIV в, великим князем Московским Симеоном Гордым. На рубеже XVII - XVIII вв. его отстроили в камне. Но потом церковь сгорела, прихожане оказались не в состоянии ее восстановить, и было принято решение об ее упразднении и разборке.

Рассказывали, что престол перенесли в кафедральный Тихвинский собор Коломны. А материал после разборки храма направили на строительство бобреневских стен. Выходит, что обитель, хоть и косвенно, является преемницей одной из древнейших коломенских церквей. И, наконец, в 1790-е годы, в Бобреневе строятся новые жилые корпуса: архиерейский и келейный. Их первый этаж был каменным, а второй - деревянным. Деревянные покои исстари считались более полезными для здоровья.

Можно предположить, что владыка перенес в свою летнюю резиденцию часть личной библиотеки. Известно также, что в монастырских покоях находилась художественная галерея, составленная из портретов коломенских епископов. Вероятно, владыка любил всматриваться в лица своих предшественников, когда на досуге предавался размышлениям об их славных деяниях…

Рождественский собор

Теперь следует вернуться к Рождественскому собору и сказать несколько слов о его престолах, ибо этот холодный летний храм имел сложное строение. Главная часть здания делилась на два яруса. В верхнем восьмерике находился главный престол в честь Рождества Богородицы. В нижнем четверике устроили престол во имя Алексия человека Божия. Есть основания предполагать, что этот престол перенесен из Коломны, По преданию, Алексеевская церковь была основана в XIV в, самим святителем Алексием Митрополитом Московским и всея Руси.

В XVIII в, храм упразднили, но престол, по-видимому, решили сохранить в уважение к древности. Позднее в трапезной части устроили еще два престола в честь богородичных икон: Казанской и Феодоровской.

Посетив обитель около 1850 г., Д.И. Хлудов был удручен бедственным состоянием обители. Богослужения тогда совершались лишь в Богородице - Рождественским соборе, а Входо-Иерусалимская церковь пришла в такую ветхость, что там было опасно находиться. И вот в середине XIX в. начинаются хлопоты о возобновлении монастыря, как самостоятельной обители. В 1853 г. делается опись монастыря, которая фиксирует его состояние перед новым строительством. В описи перечислены 7 колоколов, из них самый большой весом 191 пуд 31 фунт. В этом же документе есть указания о вышеупомянутой часовне близ Пятницких ворот. В 1858 г. на должность строителя монастыря был назначен иеромонах Феоктист. Благодаря жертвам щедрого храмоздателя строителю Феоктисту удалось в короткие сроки возвести на месте прежних руин Входо-Иерусалимской церкви новый храм.

Архитектура храма

Посвящение выбрали в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В I860 г. храм был завершен. Его строили по хорошему проекту в стиле позднего классицизма. Он, может был несколько суховат во внешней отделке, но в целом производит достойное впечатление. Спокойно-величавый облик здания хорошо гармонирует с общим аскетичным и сдержанным духом древней обители. Веяния «деградирующего классицизма» и пестрого «русского стиля» миновали эту постройку.

Изнутри пространство храма представляется обширной трехчастной палатой; церковь перекрыта размашистыми коробовыми сводами. В храме было три престола. Главный - в честь Феодоровской иконы Божией Матери, и два боковых: во имя Казанской иконы и в память Давида Солунского, святого, соименного ктитору, создателю церкви - Давиду Хлудову. Под этими сводами хранились две замечательные святыни: чудотворный список с Феодоровской иконы Божией Матери, глубоко чтимый жителями Коломенского края и богато украшенный, а также крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона.

По высочайшему повелению 29 июля 1865 г. Бобренев монастырь был возведен на степень самостоятельной обители, с тем, чтобы иметь в нем одного настоятеля и 15 человек братии.

Более того, по преданию, во время великого разлива, кажется, - в 1908 г., воды Москвы принесли к стенам монастыря икону. Это оказался список с Феодоровского образа. Так чудесным образом была еще раз подтверждена связь между Домом Божией Матери - честным Бобреневым монастырем и чудотворной Феодоровской иконой...

В 1914 г. строительство паперти и ризницы было завершено. Но недолго оставалось храниться монастырским богатствам. Грянула Первая мировая война. А всего через три года, подточенная изменой и внутренним врагом, Империя рухнула. Конечно, трагедия произошла не в одночасье, она готовилась десятилетиями, даже веками. Слишком много противоречий накопилось в обществе.

Это было одновременно и вместилище великой церковной святыни и... раскольничье село. С одной стороны здесь особенно чтили память святых Кирика и Улиты, когда на их день село было опустошено страшным пожаром. Многие искренне веровали, приходили в обитель, жертвовали в нее, А с другой стороны, - больше становилось неверия в округе. И даже не это самое страшное. Появилась масса равнодушных людей, которые формально вроде бы оставались православными, а на деле с полным безразличием наблюдали, как рушатся православные святыни - духовная основа русского народа и государства.

Монастырь сегодня

В ближайшее время монастырь должен восстановить свою славу наиважнейшего духовного, исторического и архитектурного памятника Коломенского края.

ПОГОДА В ПОДМОСКОВЬЕ

19 апреля, утро 
Москва  -1°...-3°
давл.: 753 мм.
 Север  0°
 Юг Подмосковья  0°
 Запад  -1°
 Восток  -1°
карта погоды в Подмосковье 
Главная  |  Города и районы  |  Отдых в Подмосковье  |  Рестораны  |  Недвижимость  |  Фотоальбом  |  Реклама  |  Сотрудничество  |  Контакты
ООО "Подмосковье".ру © 2006-08 гг.

Интернет портал "Подмосковье.ру" носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.